Гностическая деятельность — это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.
Организаторская деятельность — это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.
Проектировочная деятельность — это определение цели, задач, содержания педагогического процесса это замысел его протекания.
Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).
Педагогическая технология — это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.
План — заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Форма педагогического процесса — это внешний вид, устройство педагогического процесса.
Метод — это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Прием — это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.
Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Задача — конкретное выражение цели.
Модель — образец (эталон, стандарт).
Концепция — совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.
Функциональная грамотность — умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.
Функции образовательного процесса — образовательная, развивающая, воспитательная.
Инновация — новообразование, обновление( появление новых форм или элементов чего- либо).
Новаторство — деятельность по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.
Творчество — оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.
Учитель — лицо, занимающееся преподаванием какого- нибудь предмета в школе.
Педагог — человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой.
Требования к учителю — деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство.
Деловые качества — целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе, последовательность и настойчивость в ней.
Свойства личности — гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания.
Педагогическая техника — форма организации поведения учителя.
Развитие — поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.
Формирование — становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент.
Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний ,норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Объект — тот, на кого направлены мысли и действия.
Субъект — тот, кто познает, мыслит, действует.
Педагогика — наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс .
Искусство (педагогическое) — высокая степень педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство — высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Педагогические убеждения — совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.
Знания — понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.
Умение — владение способами применять усвоенные знания на практике.
Педагогические умения —
— гностические — умение анализировать содержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия достижения цели.
— проектировочные — умение планировать педагогическую деятельность, предвидеть ее ход и способы реализации;
— организаторские — умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников;
— коммуникативные — умение общаться с людьми, владеть нормами современного литературного языка, точностью, образностью словоупотребления, эмоциональностью речи;
— прикладные — умение рисовать, оформлять, петь и т. д.
— мотивационные — умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные свойства учеников;
— контрольно-аналитические — умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения ; оценивать результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины;
— адаптационные — умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации;
— предметные — целостное владение содержанием учебной дисциплины, частных методик, умение структурировать и интегрировать содержание обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.
Игра — свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Игра деловая — метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные.
Мониторинг — форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.
Планирование — функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.
Психосберегающие технологии — совокупность приемов, методов, методик , средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум , четыре требования:
-учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типы памяти и т. д.
-недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;
-обеспечение морально — психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;
-обучение средством психической самозащиты.
Самостоятельная работа — метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. ( Л. Жарова)
Самостоятельная работа учащихся — это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя.( Л. Границкая)
Управление — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.
Преемственность — установление необходимой связи и правильного соотношения между частями на разных ступенях обучения.
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования — соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Педагогические диагностики — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов.
Эффективность процесса — результативность, полученная в ходе достижения цели.
Действенность процесса — получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом действии, кроме данного.
Менеджмент — специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека ( Ю. Конаржевский).
Адаптивная система обучения — это комплексная система управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным особенностям учащегося.
Присутствие технологии заявляет о себе:
-целеполаганием, четкой системой соподчиненных целей;
-заданностью общего результата;
-прогностичностью, предсказуемостью результатов;
-вариативностью способов организации процесса, возможностью выбора способа;
-возможностью индивидуального процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е. обеспечение индивидуальной зоны ближайшего развития;
-постоянной обратной связью, имеющей нетравмирующий коррекционный характер;
-целостностью и завершенностью педагогического процесса.
Обученность — уровень овладения ЗУНами, способами деятельности.
Обучаемость — группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие, способность к научению.
Креативность — способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.( Фромм.)
Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Тест — задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков.
Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.
Развивающее обучение — обучение,. в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.
Парадигма — исходная концептуальная идея, модель постановки и решения проблем.
Отметка — качественное и количественное выражение по заданной матрице ( шкале) учебной успешности школьников.
Оценка — суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.
Концепция — определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Педагогическая компетентность — знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Индивидуальное обучение — форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым отдельным учеником.
Индивидуализация обучения — такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Адаптация — приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.
Анализ — расчленение ( мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще. Метод исследования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации.
Изучить — научно исследовать, познать, внимательно наблюдая.
Обобщить — сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.
Распространить — сделать доступным, известным для многих.
Внедрить — ввести, укрепить в чем- нибудь.
Гипотеза — ( от греческого- основание, предположение)-предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Эксперимент — ( от лат.- проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.
Исследование — процесс выработки новых знаний,один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Гистограмма — столбчатая диаграмма, вид графического изображения количественного распределения по какому- либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных прямоугольников, построенных на одной прямой.
Толерантность —
1. устойчивость, невосприимчивость;
2. терпимое отношение к людям или событиям.
ДРК — дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с целью рационализации процессов управления.
Контроль — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.
Образовательная среда — совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.
Обратная связь — это передача информации между взаимодействующими участниками педагогического процесса, это причинно-следственная детерминация действия каждого из них.
Ранжирование — способ оценки какой-либо величины, когда ее значению приписывается место в последовательности величин, определяемое при помощи порядковой шкалы.
Рейтинг — оценивание и нормирование информации об определенном субъекте процессов, явлений в образовательной системе.
Маркетинг — (англ. markeming) — система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых ими товаров.
Культура — уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи...) — степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.
Методическая культура — система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности ( идеологический ярус).
Методическая культура — освоенная учителем система содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень развития индивидуальных способностей учителя, актуальных для педагогической деятельности.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ— это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся ( обучаемого и обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям — количеству обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ — это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов администрации, приглашенных специалистов, признанная решать те или иные задачи школы, членов объединения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — это форма учительского сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях.
КАФЕДРА — это профессиональное объединение педагогов, которое представляет собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов, которые кроме собственной педагогической ведут еще и научно-исследовательскую работу по своему профилю.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. ( В.И. Зверева)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА — составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. ( М.М. Поташник)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА — это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. ( Н.В. Немова).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА — это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и введению новшеств с педагогической — по обучению и воспитанию школьников.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — это повышение квалификации, которое осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.