УТВЕРЖДЕНО
Решение
Могилевского городского
исполнительного комитета
10.01.2012 № 2-15
(в редакции решения Могилевского городского исполнительного комитета
29.08.2022 № 16-25)
Устав
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 12 г. Могилeва»
(новая редакция)
Статут
дзяржаўнай установы адукацыі
«Сярэдняя школа № 12 г. Магiлёва»
(новая рэдакцыя)
г. Могилев, 2022 г.
Глава I
Общие положения
1. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Могилева» создано в соответствии с решением Могилевского городского исполнительного комитета от 10 января 2012 г. № 2-15 и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 790662967.
Настоящий Устав государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 г. Могилева» (далее — Устав) является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 г. Могилева».
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Могилева» (далее — Школа) является учреждением общего среднего образования и компонентом системы образования Республики Беларусь.
2. Школа — учреждение общего среднего образования, которое реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования. Школа также может реализовывать образовательную программу дошкольного образования образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.
Тип учреждения образования — учреждение общего среднего образования, вид — средняя школа.
3. Наименование Школы:
на русском языке:
полное — государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Могилева»;
сокращенное — Средняя школа № 12 г. Могилева;
на белорусском языке:
полное — дзяржаўная ўстанова адукацыi «Сярэдняя школа № 12 г. Магiлёва»;
сокращенное — Сярэдняя школа № 12 г. Магілёва.
4. Место нахождения: 212010, Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Н.Карабановская, д.81.
5. Учредителем Школы является Могилевский городской исполнительный комитет (далее — Учредитель).
Органом, уполномоченным управлять Школой, является отдел по образованию администрации Ленинского района г. Могилева (далее — Уполномоченный орган).
6. Имущество Школы находится в собственности города Могилева и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Полномочия собственника в отношении государственного имущества, закрепленного за Школой на праве оперативного управления, осуществляет Могилевский городской Совет депутатов (далее — Собственник), Учредитель — в пределах, установленных Собственником.
Школа не вправе без согласия Собственника, Учредителя в пределах, установленных Собственником, отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом.
7. Школа является юридическим лицом, некоммерческой организацией, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, текущий (расчетный) и другие счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, штампы и бланки.
8. Школа является бюджетной организацией, финансируется из средств бюджета города Могилева на основе бюджетной сметы, в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для ее уставных целей в соответствии с законодательством.
9. Контроль за обеспечением качества образования осуществляется Уполномоченным органом и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
10. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом.
11. Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник имущества.
12. Школа не вправе выступать гарантом или поручителем третьих лиц негосударственной формы собственности (в том числе доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками и небанковскими организациями.
13. В Школе не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных организаций, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или другая противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
14. Школа в вопросах воспитания, на основании письменных заявлений учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся), во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Глава II
Основные задачи
15. Предметом деятельности Школы является реализация образовательных программ дошкольного образования, общего среднего образования, образовательных программ специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Целью деятельности Школы является обеспечение качества и доступности образования, соответствующего потребностям общества и государства.
16. Основными задачами Школы являются:
развитие личности учащихся, их способностей и склонностей;
создание условий, необходимых и достаточных для реализации творческого потенциала личности учащихся;
проведение научно-методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса;
организация образовательного процесса с использованием современных научно-технических средств;
формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
издание учебных и учебно-методических пособий;
проведение работы по взаимодействию с другими учреждениями образования, в том числе зарубежными, с целью использования накопленного прогрессивного опыта организации процессов обучения и воспитания.
17.Задачами воспитания являются:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;
формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
формирование культуры семейных отношений;
создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Глава III
Функции
18. Для достижения поставленных задач Школа осуществляет следующие основные функции:
духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, его индивидуальных способностей;
создание условий для овладения учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, самостоятельной учебной деятельности, необходимыми для подготовки к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору;
развитие интереса к познанию и творческих способностей, способности к социальному самоопределению;
формирование нравственных убеждений, культуры поведения и общения, эстетического вкуса, безопасного и здорового образа жизни, компетенций, направленных на подготовку к продолжению образования и началу трудовой деятельности.
Иные функции устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами.
Глава IV
Права и обязанности
19. Школа в соответствии с законодательством имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным Учредителем, для обеспечения деятельности подчиненных ему бюджетных организаций;
осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставной цели Школы, ради которой она создана, соответствует этой цели и отвечает предмету деятельности Школы и поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач;
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документа об образовании путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.
20. Школа обязана обеспечивать:
качество образования;
разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;
моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты обучающихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся;
участие в формировании контрольных цифр приема;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждения образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию — также с учебно-программной документацией;
патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этих учреждениях образования в соответствии с законодательством;
содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.
Иные права и обязанности устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим уставом.
Глава V
Участники образовательного процесса
21. Участниками образовательного процесса в Школе являются воспитанники и учащиеся (далее — обучающиеся), педагогические работники, законные представители несовершеннолетних обучающихся.
22. В Школу принимаются дети, проживающие на территории, закрепленной за Школой решением администрации Ленинского района г.Могилева.
Дети, не проживающие на данной территории, могут быть приняты в Школу при наличии свободных мест.
23. Права и обязанности участников образовательного процесса определены Кодексом об образовании Республики Беларусь и иными актами законодательства.
Глава VI
Организация образовательного и воспитательного процесса
24. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может организовываться в Школе и на дому.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах и индивидуально.
25. Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года:
вторую младшую — от трех до четырех лет;
среднюю — от четырех до пяти лет;
старшую — от пяти до семи лет;
разновозрастную — от трех до семи лет.
26. Общее среднее образование включает в себя три ступени:
I ступень — начальное образование (I — IV классы);
II ступень — базовое образование (V — IX классы);
III ступень — среднее образование (X — XI классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II, III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
27. Форма получения образования в Школе — дневная.
28. Обучение в Школе осуществляется на одном из государственных языков.
Обязательным для изучения учащимися является английский, французский или немецкий язык, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития.
Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь.
От изучения белорусского или русского языка могут быть также освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь.
Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
29. В соответствии с законодательством в Школе могут создаваться:
классы, в которых изучаются язык национального меньшинства, литература национального меньшинства;
специализированные по спорту классы;
классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне;
классы (группы), в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения,
вечерние классы;
классы совместного обучения и воспитания;
иные классы.
При организации интегрированного обучения и воспитания могут создаваться специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания.
30. В Школе для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня в соответствии с требованиями законодательства.
31. Порядок организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
32. Организация образовательного и воспитательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с законодательными актами и иными актами законодательства.
Глава VII
Руководство
33. Управление Школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
34. К исключительной компетенции Учредителя относится:
принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации Школы;
утверждение Устава Школы, изменений, вносимых в Устав Школы;
определение предмета, целей и задач деятельности Школы;
осуществление функций контроля за использованием и сохранностью имущества.
Учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.
35. Непосредственное руководство Школой осуществляет директор. Назначение на должность директора и освобождение от должности, заключение (продление, расторжение) с ним трудового договора (контракта) производится Уполномоченным органом, в соответствии с кадровыми реестрами Учредителя и местной администрации района г. Могилева, на территории которого Школа расположена, а в случаях, определенных законодательными актами, по согласованию с соответствующими республиканскими органами государственного управления.
36. Директор Школы:
возглавляет Школу, руководит ее работой, обеспечивает взаимодействие с заинтересованными лицами;
действует от имени Школы без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;
самостоятельно решает все вопросы деятельности Школы, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Республики Беларусь к компетенции Собственника, Учредителя;
представляет интересы Школы во всех государственных органах, органах местного управления и самоуправления, в организациях, объединениях, фондах, в отношениях с другими юридическими лицами, их филиалами и представительствами, физическими лицами, а также в отношениях с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами);
распоряжается имуществом Школы в порядке, установленном законодательством, Учредителем, Собственником, несет персональную ответственность за сохранность имущества Школы и его эффективное, целевое использование;
заключает, исполняет, прекращает и подписывает от имени Школы договоры в соответствии с законодательством;
выдает доверенности;
утверждает структуру, штатное расписание, в пределах штатной численности, установленной Учредителем, по согласованию с Уполномоченным органом;
принимает решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений;
организует управление учебной, воспитательной, научно-методической работой сотрудников Школы;
руководит работой по интеграции Школы в международное образовательное и научное сообщество;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции;
издает приказы, дает устные и письменные указания, обязательные для исполнения всеми работниками Школы;
в соответствии с законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка применяет меры поощрения или дисциплинарного взыскания к работникам Школы;
выступает стороной от лица нанимателя в коллективных договорах с работниками Школы;
имеет иные полномочия в соответствии с законодательством, распорядительными документами Собственника, Учредителя, Уполномоченного органа и настоящим Уставом.
37. Основным органом самоуправления Школы является педагогический совет, который возглавляет директор.
38. В Школе могут создаваться иные органы самоуправления: методический совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, настоящим Уставом Школы.
Глава VIII
Взаимоотношения. Связи
39. Школа строит отношения с семьей по вопросам воспитания и обучения учащихся на принципах сотрудничества.
40. Школа взаимодействует с учреждениями дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, дополнительного образования, учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, юридическими и физическими лицами; поддерживает деятельность детских общественных организаций (объединений), которая не противоречит законодательству.
41. Школа осуществляет международное сотрудничество в области образовательной, культурной и иной деятельности в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь.
42. Школа осуществляет международное сотрудничество путем:
установления сотрудничества с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере образования и культуры, в том числе по обмену технологиями обучения, программами, опытом организации образовательного процесса;
участия в международных фестивалях, конкурсах, конференциях, стажировках и другое.
43. Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между Школой и иностранной организацией, международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, международных и национальных проектов и программ в сфере образования.
44. Школа может осуществлять взаимодействие с Учредителем и Уполномоченным органом. Порядок, условия, содержание и формы этого взаимодействия определяются законодательством.
Глава IX
Производственно-хозяйственная деятельность
45. Финансирование Школы осуществляется за счет:
средств бюджета города Могилева;
средств, полученных от приносящей доходы деятельности;
безвозмездной (спонсорской) помощи, благотворительных взносов, пожертвований юридических и физических лиц;
иных источников, не запрещенных законодательством.
46. Школа ведет статистическую и иную отчетность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
47. Полученные от приносящей доходы деятельности доходы, приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение Школы и учитываются на отдельном балансе в порядке, предусмотренном законодательством.
Глава Х
Имущество и средства
48. Органом, уполномоченным управлять имуществом Школы, является Уполномоченный орган.
49. Имущество Школы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе Школы.
50. Школа в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством, Собственником и Учредителем, в соответствии с целями деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества, право владения, пользования и распоряжения им.
51. Школа распоряжается закрепленным за ней имуществом, в том числе имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, в порядке, установленном законодательством. Учредитель вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за Школой, и распорядиться им по своему усмотрению.
52. Контроль за использованием и сохранностью имущества, принадлежащего Школе, осуществляется государственными органами Республики Беларусь, уполномоченными в установленном порядке.
Глава XI
Контроль и проверка деятельности
53. Проверка деятельности Школы осуществляется в порядке, установленном законодательством.
54. Школа осуществляет оперативный, статистический учет, представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию об образовательной и иной деятельности Собственнику, Учредителю, Уполномоченному органу.
55. 3а нарушение порядка представления данных государственной отчетности должностные лица Школы несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
56. Прохождение аттестации и государственной аккредитации Школой осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Глава XII
Реорганизация и ликвидация
57. Реорганизация и ликвидация Школы, внесение изменений в настоящий Устав Школы могут быть осуществлены по решению Учредителя и в других случаях, предусмотренных законодательством.
58. Реорганизация и ликвидация Школы осуществляется в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.