Развивайте свой интеллект, пополняйте копилку своих знаний (и не только по предмету).
Позволяйте детям исправлять ошибки, если вы их допустили, не бойтесь выглядеть смешным.
Совершенствуйте свое чувство юмора, но бойтесь сарказма (одаренные дети очень ранимы).
Изучайте индивидуальные особенности поведения высокомотивированного ребёнка.
Создавайте благоприятную атмосферу на уроке, т. к. она способствует развитию познавательной активности ребенка.
Уделяйте внимание индивидуальной работе с одаренным ребенком в классе.
Помните о том, что у одаренного ребенка часто завышена самооценка, но не ставьте это ему в вину.
Используйте проблемно- исследовательский метод на уроке.
Будьте готовы к тому, что у одаренного ребенка может быть нестандартное мышление, не отвергайте высказанные им идеи.
Стремитесь к тому, чтобы обучение носило творческий, а не репродуктивный характер.
Для учителей рекомендации по работе с высокомотивированными и одарёнными учащимися
1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
5. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе — обязательные составные части успешности уроков.
11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью — и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
18. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Список рекомендуемой литературы для организации работы свысокомотивированными учащимися
- Академиан — научно-образовательный электронный журнал http://future4you.ru/
- Возрастная одарённость школьников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 320 с.
- Гутников А.Б., Иоффе А.Н. Активные методики — залог успеха/Гражданское образование — путь к демократическому обществу. — СПб. — 1999.
- Добролюбова Л.Л. Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания. Новосибирск, 2007.
- Иванова Л.Ф. Личностно-ориентированное обучение общению/Преподавание истории в школе. — 2001, № 3.
- Иоффе А.Н. Активная методика — залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000.
- Мазыкина И.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности/Внешкольник. — 2002, № 5.
- Одарённые дети: пер. с англ. / под общ.ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого; предисл. В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Подготовка учителей к преподаванию основ права в школе/Методическое пособие для подготовки педагогических менеджеров. — М. — 1999.
- Поддержка и сопровождение одарённых, талантливых детей и педагогов в условиях реализации современной модели образования: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 23-24 нояб. 2011 г. — Смоленск ; Минск : ГАУ ДПОС «СОИРО», 2011. — 332 с.
- Популяризация критического мышления/ Дженни Л.Стил, КертисС.Меридит и др. — М, — 1997.
- Развитие одарённости школьников : методика продуктивного обучения: пособие для учителя. — М. :Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).
- Развитие системы обучения и воспитания одарённых учащихся: материалы респ. науч.-практ. конф., 25 нояб. 2005 г. / редкол. : С. А. Гуцанович [и др.]. — Минск : НИО, 2005. — 600 с.
- Ржевская Т.В., Красник О.С. Стратегия формирования критического мышления: соединение теоретических идей и практического опыта/Гражданское образование — путь к демократическому обществу. — СПб 1999
- Савенков, А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. — М.: Пед. общество России, 1999. — 220 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Смолкин A.M. Активные методы обучения. М., 1991.
Список рекомендуемой литературы в помощь педагогам и учащимся по подготовке к олимпиаде и централизованному тестированию
-
Иностранные языки
- Алексеева, Г. Г. О некоторых приемах обучения диалогической речи / Г. Г. Алексеева // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 3. — С. 51–54.
- Андреасян, И. М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И. М. Андреасян // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2006. — № 2. — С. 18–22.
- Аниськович, Н. Р. Особенности использования технологии творческих мастерских и кейс-технологии в целях подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации / Н. Р. Аниськович // Замежныя мовы. — 2014. № 1. — С. 20-26
- Аппатова, Р. С. Проблемы обучения полилогу на уроке иностранного языка / Р. С. Аппатова // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 5. — С. 23–26.
- Ариян, М. А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 6. — С. 17–22.
- Бабинская, П. К. Коммуникативно-когнитивный подход к овладению иностранным языком как средством межкультурной коммуникации /
П. К. Бабинская, А. А. Мирский // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2001. — № 1. — С. 4–6. - Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 3. —
С. 20–25. - Бендецкая, М. Е. Учебные дебаты как способ моделирования общения для обучения иноязычной убеждающей речи / М. Е. Бендецкая // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика обучения иностранным языкам. — 2006. — № 1 (9). — С. 92–101.
- Береговская, Э. М. Путь к чтению без принуждения /
Э. М. Береговская // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 1. — С. 45–49. - Бим, И. Л. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // И. Л. Бим, О. В. Афанасьева, О. А. Радченко // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 6. — С. 13–17.
- Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 3. — С. 3–7.
- Брейгина, М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку /
М. Е. Брейгина // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 1. — С. 23–28; № 2. — С. 10–14. - Бухаркина, М. Ю. Мультимедийный учебник: что это? /
М. Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 4. — С. 29–33. - Вайсбурд, М. Л. Обучение пониманию иноязычного текста
при чтении как поисковой деятельности / М. Л. Вайсбурд, С. А. Блохина // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 1. — С. 19–24; № 2. — С. 33–38. - Вайсбурд, М. Л. Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроках иностранного языка / М. Л. Вайсбурд, Л. Н. Пустосмехова // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 6. — С. 3–8.
- Веренинова, Ж. Б. Обучение английскому произношению с опорой
на специфику фонетических баз изучаемого и родного языков /
Ж. Б. Веренинова // Иностранные языки в школе. — 1994. — № 5. — С. 10–16. - Верисокин, Ю. И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку / Ю. И. Верисокин // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5. — С. 31–34.
- Витлин, Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам
в XX веке / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 2. —
С. 23–29, 61. - Галай, О. М. Централизованное тестирование / О. М. Галай, В. Н. Кирись, И. А. Черкас. — Минск. : ТетраСистемс, 2004. — 100 с.
- Гальскова, Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки
и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков /
Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 5. — С. 6–11. - Григорьев, Е. А. Ресурсы сети Интернет как эффективное средство преподавания иностранного языка / Е. А. Григорьев // Иностранные языки. — 2014. — № 4. — С. 15–19.
- Елухина, Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 2. — С. 28–36.
- Зубрилина, И. В. Система работы с одаренными детьми / И. В. Зубрилина // Замежныя мовы. — 2013. № 1. — С. 21-25
- Ильина, Л. Е. Новый взгляд на систему оценок и рейтинговый учет знаний / Л. Е. Ильина // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 6. — С. 44–48.
- Коледа, С. М. Достижение коммуникативной свободы через использование компьютерной графики / С. М. Коледа // Иностранные языки. — 2014. — № 4. — С. 10–15.
- Копцюг, Н. М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся / Н. М. Копцюг // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3. — С. 62–67.
- Коряковцева, Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности
по овладению иностранным языком как образовательная цель /
Н. Ф. Коряковцева // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 1. — С. 9–14. - Крутских, А. В. Коммуникативно-направленное обучение грамматике на продвинутом этапе в гуманитарно-лингвистической гимназии /
А. В. Крутских // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 6. — С. 12–20. - Леонтьева, Т. П. Белорусская модель европейского языкового портфеля: перспективы разработки и внедрения / Т. П. Леонтьева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2003. — № 3. — С. 3–9.
- Леонтьева, Т. П. Дидактические возможности использования интерактивного видео в обучении иностранным языкам / Т. П. Леонтьева // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания иностранных языков.— Минск, 1999. — № 1. — С. 127–133.
- Мильман, Р. Г. Контроль уровня сформированности у обучаемых коммуникативных навыков / Р. Г. Мильман // Иностранные языки в школе. — 1998. — № 5. — С. 61–66; № 6. — С. 44–48.
- Мильруд, Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи /
Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 2. — С. 5–11. - Мильруд, Р. П. О проблеме центрированного на ученике подхода
к обучению иностранным языкам в России / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 6. — С. 7–12. - Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд,
И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 4. — С. 9–15; № 5. — С. 17–22. - Мильруд, Р. П. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста / Р. П. Мильруд,
А. А. Гончаров // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 1. — С. 12–18. - Мишина, Г. С. Из опыта работы с международными e-mail проектами / Г. С. Мишина // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 4. — С. 54–57.
- Ощепкова, Т. В. Приемы обучения различным видам чтения /
Т. В. Ощепкова, М. М. Пролыгина, Д. А. Старкова // Иностранные языки
в школе. — 2005. — № 3. — С. 14–21. - Полат, Е. С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения
в старших классах общеобразовательной школы / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 2. — С. 26–33. - Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 2. — С. 14–19.
- Поляков, О. В. Самоконтроль в обучении иностранному языку /
О. В. Поляков // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 7. — С. 49–52. - Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 3. —
С. 17–21. - Смирнов, И. Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма / И. Б. Смирнов // Иностранные языки
в школе. — 2006. — № 6. — С. 11–14. - Сысоев, П. В. Языковое поликультурное образование / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 4. — С. 81–86.
- Тазьмина, Л. В. Планирование урока английского языка /
Л. В. Тазьмина // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 5. — С. 5–10. - Федотова, И. М. Об изучении транскрипции на начальном этапе обучения / И. М. Федотова // Иностранные языки в школе. — 1998. — № 1. —
С. 28–29. - Формирование грамматических навыков : учебное пособие / под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 9. — Воронеж : НОУ «Интерлингва», 2002. — Ч. 2. — 40 с.
- Фриз, Ч. Преподавание и изучение английского языка как иностранного / Ч. Фриз // Методика обучения иностранным языкам за рубежом. — М. : Педагогика, 1967. — С. 33–52.
- Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С. Ф. Шатилов. — Л. : Просвещение, 1986. — 223 с.
- Шимчук, Л. В. Современные компьютерные технологии в обучении иностранным языкам / Л. В. Шимчук, С. В. Ястребова // Вестник МГЛУ. Серия Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. — Минск, 1999. — № 1. — С. 120–127.
- Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика : учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. — М. : Филоматис, 2004. — 416 с.
- Якушев, М. В. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка / М. В. Якушев // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 1. — С. 16–23.
-
История, обществоведение
- Белазаровіч, В. А. Гісторыя Беларусі ў 8 класе : вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў / В. А. Белазаровіч. — Мінск : Адукацыя
і выхаванне, 2012. - Беляева, Е. В. Олимпиады по обществоведению / Е. В. Беляева
[и др.]. — Минск : Аверсев, 2013. — 288 с. - Варганаў, В. В. «Жанчына: Чароўная Дама ці д’ябальскае насланнё?» (да пытання становішча жанчыны ў Сярэднія вякі ў Заходняй Еўропе) / В. В. Варганаў. — «Гісторыя і грамадазнаўства», 2013. — № 4, 5.
- Гавриловец, Л. В. История Новейшего времни в 11 классе : учебно-методическое пособие / Л. В. Гавриловец, Г. А. Космач, В. С. Кошелев,
Г. Г. Лазько. — Минск : ИЦ БГУ, 2014. - Ганущенко, Н. Н. Республиканская олимпиада по истории 2012 года. Заключительный этап. Х класс / Н. Н. Ганущенко. — «Гісторыя
і грамадазнаўства», 2013. — № 2, 3. - Гінчук, В. В. Гісторыя Беларусі ў 10 класе : вучэбна-метадычны дапаможнік / В. В. Гінчук. — Мінск : ВЦ БДУ, 2014.
- Забельникова, О. В. История Нового времени в 8 классе : учебно-методическое пособие для учителей / О. В. Забельникова, С. А. Кудрявцева;
под ред. В. С. Кошелева. — Минск : Народная асвета, 2012. - История средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) /
М. М. Стасюлевич [и др.]; под общ. ред. М. М. Стасюлевич. — Москва : АСТ, 2001. — 592 с. - История средних веков. От Карла Великого до крестовых походов (768-1096 гг.) / М. М. Стасюлевич [и др.];. под общ. ред. М. М. Стасюлевич. — Москва : АСТ, 2001. — 688 с.
- История средних веков. От падения Западной Римской империи
до Карла Великого (476-768 гг.) / М. М. Стасюлевич [и др.]; под общ. ред.
М. М. Стасюлевич. — Москва : АСТ, 2001. — 496 с. - Кошелев, В. С. История Древнего мира в 5 классе : пособие
для учителей / В. С. Кошелев, Н. В. Байдакова. — Минск : Аверсэв, 2011, 2013. - Кошелев, В. С. История Нового времени в 9 классе : учебно-методическое пособие для учителей / В. С. Кошелев, Н. В. Байдакова,
С. А. Кудрявцева. — Минск : Народная асвета, 2014. - Краснова, М. А. Гісторыя Беларусі ў 7 класе : вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў / М. А. Краснова, Ю. М. Бохан. — Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2011.
- Краснова, М. А. История Новейшего времени в 10 классе : учебно-методическое пособие / М. А. Краснова, Г. А. Космач, В. С. Кошелев. — Минск : ИЦ БГУ, 2014.
- Кромм, М. М. Меж Русью и Литвой. Западнорусские земли в системе русско-литовских отношений конца XV — первой трети XVI в. / М. М. Кромм. — М., 1995.
- Лазарев, А. А. Обществоведение в схемах, понятиях и таблицах. 10 класс : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А. А. Лазарев. — Минск : Аверсэв, 2012, 2014.
- Лазарев, А. А. Обществоведение в схемах, понятиях и таблицах. 11 класс : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А. А. Лазарев. — Минск : Аверсэв, 2014.
- Лазарев, А. А. Обществоведение в схемах, понятиях и таблицах. 9 класс : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А. А. Лазарев. — Минск : Аверсэв, 2013, 2014.
- Лазарев, А. А. Обществоведение. 9 — 11 классы: 1500 понятий и терминов / А. А. Лазарев. — Минск : Аверсэв, 2009. — 208 с.
- Лютый, А. М. Социально-экономическое развитие городов Белоруссии в конце XVIII — первой пол. XIX в. / А. М. Лютый. — Минск, 1982.
- Мініцкі М. І. Выкладанне гісторыі Старажытнага свету : вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў / М. І. Мініцкі, В. І. Ханкевіч. — Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2000.
- Османская империя и страны Центральной, Восточной
и Юго-Восточной Европы в XVII в. Часть I / Г. Г. Литаврин [и др.] ; под общ. ред. Г. Г. Литаврин. — Москва : Издательство, 1998. — 288 с. - Паноў, С. В. Гісторыя Беларусі ў 9 класе : вучэбна-метадычны дапаможнік / С. В. Паноў, Н. І. Дзярабіна, В. В. Швед. — Мінск : Народная асвета, 2012.
- Платонов, К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. — СПб., 1997.
- Права человека : учеб. пособие / А. Д. Гусев [и др.] ; под общ. ред.
А. Д. Гусева и Я.С. Яскевич. — Минск, 2001. - Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М., 1987.
- Седов, В. В. Восточные славяне в VI — XIII вв. / В. В. Седов. — М., 1982.
- Федосик, В. А. [и др.] История Средних веков в 6 классе : учебно-методическое пособие для учителей / В. А. Федосик. — Минск : Адукацыя
і выхаванне, 2011. - Федосик, В. А. [и др.] История Средних веков в 7 классе : учебно-методическое пособие для учителей / В. А. Федосик. — Минск : Народная асвета, 2012.
- Яковец, Ю. В. История цивилизаций / Ю. В. Яковец. — М., 1995.
- Янковский, А. А. Олимпиады по истории для школьников
и абитуриентов / А. А. Янковский, Н. М. Ганущенко. — Минск : ООО «Юнипресс», 2002. — 288 с. - Ястребицкая, А. Л. Западная Европа XI — XIII веков /
А. Л. Ястребицкая. — Москва : Искусство, 1978. — 169 с. - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] / Московский государственный университет. — М, 1999. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/. — Дата доступа: 17.02.2012.
- Национальный правовой Интернет-портал (www.pravo.by).
- Национальная библиотека Беларуси (http://www.nib.by).
- Коллекция web-сайт энциклопедий (http://www.encyclopedia.ru).
- Коллекция web-сайт словарей (http://www.rubrikon.ru).
Опорные таблицы и схемы
- Белазаровіч, В. А. Гісторыя Беларусі ў 8 класе : вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў / В. А. Белазаровіч. — Мінск : Адукацыя
-
Физика
- Аксенович, Л. А. Физика в средней школе. Теория. Задания. Тесты : учебное пособие для учреждений образования, осуществляющих обучение
и воспитание на II–III ступенях общего среднего образования /
Л. А. Аксенович, В. И. Зенькович, К. С. Фарино; под ред. К. С. Фарино. — Минск : Аверсэв, 2010. - Балаш, В. А. Задачи по физике и методы их решения / В. А. Балаш. — Москва : Просвещение, 1988.
- Блудов, М. И. Беседы о физике: в трех частях / М. И. Блудов — Москва : Просвещение, 1974.
- Галузо, И. В. Физика. 7-9 классы. О чем в учебнике не прочитаешь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / И. В. Галузо. — Минск : Аверсэв, 2012, 2014.
- Горлова, Л. А. Олимпиады по физике: 9-10 классы / Л. А. Горлова. — Москва : ВАКО, 2007.
- Жилко, В. В. Сборник задач по физике. 10-11 классы : пособие
для учащихся учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / В. В. Жилко, Л. Г. Маркович. — Минск : Аверсэв, 2012, 2013. - Капельян, С. Н. Сборник задач по физике, 9-11 классы : пособие
для учащихся учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / С. Н. Капельян, Л. А. Аксенович,
К. С. Фарино. — Минск : Аверсэв, 2014. - Кембровский, Г. С. Олимпиады по физике 7-11 классы / Г. С. Кембровский, А.Г. Маркович, А.И. Слободянюк. — Минск : Аверсэв, 2005. — 240 с.
- Кембровский, Г. С. Олимпиады по физике 7-11 классы / Г. С. Кембровский, А.Г. Маркович, А.И. Слободянюк. — Минск : Аверсэв, 2006. — 301 с.
- Кембровский, Г. С. Олимпиады по физике 7-11 классы / Г. С. Кембровский, А.Г. Маркович, А. И. Слободянюк. — Минск : Аверсэв, 2007. — 313 с.
- Кембровский, Г. С. Олимпиады по физике 7-11 классы / Г. С. Кембровский, А. Г. Маркович, А. И. Слободянюк, А. В. Андриевский, А. А. Мищук. — Минск : Аверсэв, 2008. — 368 с.
- Кембровский, Г. С. Олимпиады по физике 7-11 классы / Г. С. Кембровский, А. Г. Маркович, А. И. Слободянюк, А. А. Мищук. — Минск : Аверсэв, 2009. — 317 с.
- Кембровский, Г. С. Олимпиады по физике 7-11 классы / Г. С. Кембровский, А. Г. Маркович, А. И. Слободянюк, А. А. Мищук. — Минск : Аверсэв, 2010. — 416 с.
- Кембровский, Г. С. Олимпиады по физике 7-11 классы / Г. С. Кембровский, А. Г. Маркович, А. И. Слободянюк, А. А. Мищук. — Минск : Аверсэв, 2011. — 400 с.
- Кикоин, И. К. Опыты в домашней лаборатории / И. К. Кикоин. — Москва : Наука, 1980.
- Пролиско, Т. С. Подготовка к олимпиадам по физике : сборник задач для учащихся 8 классов / Т. С. Пролиско, Е. Е. Волынец, А. В. Якубовский,
Э. В. Якубовская. — Минск, 2010. - Роджерс, Э. Физика для любознательных: в 3 т. / Э. Роджерс.— Москва : Мир, 1972. — Том. 1-3.
- Слободянюк, А. И. Физика для любознательных. Механика : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / А. И. Слободянюк. — Минск : Белорусская ассоциация «Конкурс», 2014.
- Слободянюк, А. И. Физика. Экспериментальные задачи в школе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. И. Слободянюк. — Минск : Аверсэв, 2011.
- Слободянюк, А. И. Физика. Экспериментальные задачи в школе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. И. Слободянюк. — Минск : Аверсэв, 2011.
- Слободянюк, А. И. Исследовательская деятельность учащихся по физике / А. И. Слободянюк, Л. И. Осипенко, Т. С. Пролиско. — Минск : Красико-Принт, 2008. —133 с.
- Физика. 10 класс / под ред. А. А. Пинского. — Москва : Просвещение, 1996.
- Физика. 11 класс / под ред. А. А. Пинского. — Москва : Просвещение, 1995.
Статьи в научно-методическом журнале «Фізіка»:
- Барашков, В. В. Эксперимент на районной олимпиаде по физике
в Могилевской области (2011 год). — 2014. — № 1. - Барашков, В. В. Эксперимент на районной олимпиаде по физике. — 2012. — № 6.
- Блинкова, Н. Г., Развина, Т. И., Петров, К. А., Соколова,
С. Н. Решение задач по теме «Геометрическая оптика: линзы» — 2014. — № 3. - Борисенок, Н. Э. Шесть способов определения массы тела (факультативное занятие в IX классе). — 2010. — № 1.
- Войтехович, Ж. Г. Урок по теме «Применение сообщающихся сосудов: шлюзы, водопровод, фонтан. Гидростатический парадокс». — 2008. — № 2.
- Гаврукович, Е. В. Механическое движение. VII класс. — 2011. — № 3.
- Гаврукович, Е. В., Тищенко, Н. Г. Формирование общеучебных умений и навыков учащихся при решении физических задач. — 2014. — № 3.
- Глущенко, С. И., Петров, К. А., Развина, Т. И., Развин, Ю. В. ЭДС индукции в проводниках, движущихся в магнитном поле. — 2013. — № 5.
- Гребень, В. М. Конденсатор с диэлектриком. — 2011. — № 1.
- Драпезо, Л. И., Петров, К. А., Погудо, Л. П., Развин, Ю. В.,
Развина, Т. И. Сила Архимеда и уровень жидкости в сосуде. — 2014. — № 4. - Жидкевич, В. И. Решение задач на электрическое поле сфер. — 2010. — № 1.
- Жидкевич, В. И. Электрическое поле плоскости. — 2009. — № 6.
- Жилко, В. В., Маркович, Л. Г. Закон сложения скоростей
при поступательном и непоступательном движении подвижной системы отсчета. — 2009. — № 5. - Звонцова, О. А. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. — 2011. — № 4.
- Купрацевич, О. А. Особенности работы с графиками при решении задач по теме «Основы термодинамики». — 2010. — № 5.
- Лещинский, Ю. Д. О расчете работы электрического тока. — 2010. — № 6.
- Луцевич, А. А., Януть В. И. Учебный эксперимент по механике
в средней общеобразовательной школе. — 2010. — № 5. - Орехова, Н. А., Яскович, А. Г. Дифференцированные домашние задания по физике для 7 класса. — 2014.— № 1.
- Орехова, Н. А., Яскович, А. Г. Система дифференцированных домашних заданий по физике для VI класса. — 2011. — № 5.
- Петров, К. А., Глущенко, С. И., Колосовская, С. Б., Корбан, Н. Р., Развин, Ю. В. Изменение уровня жидкости в сосуде при различных условиях погружения в неё тающего льда — 2014. — № 5.
- Петров, К. А., Развина, Т. И. Законы сохранения импульса и энергии в задачах. — 2011. — № 1.
- Петров, К. А., Развина, Т. И., Чертина, М. И. Динамика движения материальной точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. — 2012. — № 2.
- Петрович, Г. И. Взаимопревращения кинетической и потенциальной энергии при абсолютно упругих столкновениях тел. — 2010. — № 1.
- Сакович, А. Л. Движение под действием нескольких сил. Механика. Рекомендации по решению задач. — 2008. — № 5, № 6.
- Слободянюк, А. И. Как победить на олимпиаде. — 2010. — № 3.
- Слободянюк, А. И. Подготовка школьной олимпиады по физике. — 2008. — № 5.
- Слободянюк, А. И. Экспериментальные задачи физической олимпиады — продолжение следует? — 2010. — № 6.
- Слободянюк, А. И., Филиппенко, О. С. Энергия электрического поля и энергия взаимодействия электрических зарядов. — 2012. — № 1.
- Шмидт, М. П. Статика. Решение статистически неопределимых задач. — 2009. — № 1.
- Яромская, Л. Н., Савчук, О. Ф., Янусик, И. С. Комплексная задача
по молекулярной физике и термодинамике — 2014. — № 5.
- Аксенович, Л. А. Физика в средней школе. Теория. Задания. Тесты : учебное пособие для учреждений образования, осуществляющих обучение
-
Математика
- Акулич, И. Ф. Задачи на засыпку... и кое-что ещё / И. Ф. Акулич. — Минск : Национальный институт образования, 2009.
- Акулич, И. Ф. Но ближе, и ближе, и ближе... / И. Ф. Акулич. — Минск : Национальный институт образования, 2008.
- Барабанов, Е. А. Задачи заключительного тура Минской городской математической олимпиады школьников (1991-2001) / Е. А. Барабанов, В. И. Берник, И. И. Воронович, В. И. Каскевич, С. А. Мазаник. — Минск : ОО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006. — 302 с.
- Барабанов, Е. А. Задачи Минской городской математической олимпиады младших школьников (1991-2001) / Е. А. Барабанов, В. И. Берник, И. И. Воронович, В. И. Каскевич, С. А. Мазаник. — Минск : ОО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2005. — 352 с.
- Барабанов, Е. А. Задачи районного тура Минской городской математической олимпиады школьников / Е. А. Барабанов, В. И. Берник, И. И. Воронович, В. И. Каскевич, С. А. Мазаник. — Минск : ТЧУП ФАРИТЭКС, 2002. — 96 с.
- Берник, В. И. Сборник олимпиадных задач по математике / В. И. Берник, И. К. Жук, О. В Мельников. — Минск : Нар.асвета, 1980. — 144 с.
- Жуков, А. В. Вокруг π / А. В. Жуков. — Минск : Национальный институт образования, 2009.
- Коренькова, А. С. Путешествие в мир графических изображений /
А. С. Коренькова, И. Е. Августинович. — Минск : Национальный институт образования, 2009. - Кот, В. И. Олимпиадные задачи по математике / В. И. Кот. — Минск : Бестпринт, 2002. — 399 с.
- Кунцевич, О. Ю. Математика. Эстетика. Действительность /
О. Ю. Кунцевич. — Минск : Национальный институт образования, 2010. - Мельников, О. И. Математическое моделирование в системе MAPLE / О. И. Мельников, А. А. Морозов. — Минск : Национальный институт образования, 2009.
- Мельников, О. И. Моделирование оптимизационных задач в системе MAPLE / О. И. Мельников, А. А. Морозов. — Минск : Национальный институт образования, 2010.
- Перельман, Я. И. Быстрый счёт. Тридцать простых приёмов устного счёта / Я. И. Перельман. — любой год издания.
- Перельман, Я. И. Живой учебник геометрии / Я. И. Перельман. — любой год издания.
- Перельман, Я. И. Занимательная геометрия / Я. И. Перельман. — любой год издания.
- Перельман, Я. И. Математика в занимательных рассказах /
Я. И. Перельман. — любой год издания. - Фарков, А. В. Математические олимпиады в школе / А. В. Фарков. — М. : Айри-пресс, 2004. — 174 с.
- Фарков, А. В. Учимся решать олимпиадные задачи : Геометрия 5-11 классы / А. В. Фарков. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 126 с.
- Шустеф, Ф. М. Сборник олимпиадных задач по математике / Ф. М. Шустеф. — Минск.: Выш. шк., 1977. — 96с.
Статьи, опубликованные в научно-методическом журнале «Матэматыка» («Матэматыка: праблемы выкладання»)
- Азаров, А. И., Булатов, В. И. «Решение уравнений с использованием общих свойств функций» — № 6, 2013.
- Алейникова, Д. К., Алейников, А. А. «Методические разработки уроков темы „Простые числа“ V класса по авторской методике
Алейниковой Д. К. (Технология разноуровневого обучения в подвижных группах)» — № 5, 2013. - Алейникова, Д. К., Алейников, А.А. «Методические разработки уроков темы „Простые числа“ V класса по авторской методике Алейниковой Д.К.» (Технология разноуровневого обучения в подвижных группах) — № 4, 2013.
- Атрощенко, Т. П. «Сюжетный урок «Вычитание рациональных чисел». VI класс — № 5, 2013.
- Берёзовик, Л. А. План-конспект урока математики в XI классе
по теме «Основные свойства логарифмов» — № 4, 2013. - Бычковский, О. А., Саттарова, М. О. «Новый рациональный метод решения некоторых типов уравнений» — № 3, 2012.
- Ващило, Н. Н., Перепечко, С. Н. «Урок алгебры в IX по теме «Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии» — № 3, 2013.
- Гребень, В. М. «Проценты и процентные пункты» — № 5, 2013.
- Гуляева, Т. В., Ненартович, М. В. «Применение модульных технологий в преподавании математики в школе» — № 5, 2013.
- Гуляева, Т. В., Рудко, Д. В. «Проверка знаний и умений учащихся
в форме общественного смотра знаний» — № 6, 2012. - Гуцанович, С. А., Костюкович, Н. В. «Реализация сценарного подхода при обучении учащихся математике в условиях современной образовательной среды» — № 6, 2011.
- Гуцанович, С. А., Костюкович, Н. В. «Теоретические и прикладные аспекты разработки дидактических сценариев уроков по математике» — № 5, 2011.
- Гущин, Д. Д. «Уравнения и неравенства с модулями — № 3, 2013.
- Забавская, А. В. «Математические задачи как средство формирования познавательного интереса учащихся» — № 4, 2012.
- Загребельная, О. П. «Урок геометрии в IX классе «Метод площадей» — № 2, 2013.
- Зенько, С. И. «Реализация коррекционного этапа комплексной методики превентивной деятельности учителя математики при работе
со слабоуспевающими учащимися в подвижных группах» — № 2, 2012. - Канашевич, Т. Н. «О развитии математических способностей учащихся в условиях перехода с I на II ступень общего среднего образования» — № 3, 2011.
- Корлюкова, И. А., Романовский, Ю. Я. «Особенности организации работы с одарёнными и способными учащимися в школе точных наук» — № 1, 2011.
- Кравчук, Т. Я. «Учебное занятие по математике в VII классе по теме «Квадрат суммы и квадрат разности» — № 5, 2013.
- Лисова, М. И., Карневич, О. Н. «О формировании математической компетентности учащихся» — № 1, 2012.
- Матющенко, Ж. В., Шабаева, И. Н. Интегрированный урок по теме «Площади многоугольников. Вставка формул» — № 2, 2013.
- Новик, И. А. «О формировании методической культуры учителя математики» — № 2, 2013.
- Новик, И. А., Зенько, С. И. «Предупреждение математических ошибок учащихся при обучении в подвижных группах» — № 6, 2011.
- Новик, И. А., Лакша, Е. И. «Формирование конструктивных математических умений учащихся при практико-ориентированном обучении алгебре в VIII–IX классах» — № 5, 2011;
- Пирютко, О. Н. «Задачи с „изюминкой“ (по материалам конкурсных испытаний)» — № 2, 2011.
- Пирютко, О. Н. «Обобщающее повторение на уроках
и факультативных занятиях» — № 6, 2012. - Пирютко, О. Н., Ковгореня, Л. В. «Использование производной
для решения уравнений, доказательства и решения неравенств» — № 1, 2012. - Пирютко, О. Н., Курапова, И. И. «Использование моделей
при изучении определений, правил и формул» — № 3, 2012. - Прохоров, Д. И. «Особенности использования информационно-образовательных ресурсов при обучении математике» — № 5, 2011.
- Пучковская, Т. О. «Как развивать математическую интуицию учащихся — № 1, 2012.
- Рогановский, Н. М., Рогановская, Е. Н., Тавгень, О. И. «Об изучении площадей поверхностей тел на факультативных занятиях» — № 1, 2011.
- Старовойтова, Е. А. «Развитие познавательного интереса учащихся
к математике посредством материала прикладного характера» — № 1, 2013. - Старовойтова, Е. Л. «Применение межпредметных задач на уроках математики для осуществления прикладной направленности обучения» — № 2, 2011.
- Тишковец, Л. С. «Математические диктанты (К темам учебного пособия „Математика, 5“ под редакцией Л. Б. Шнепермана)» — № 6, 2011.
- Тухолко, Л. Л., Шлыков, В. В. «Методика построения системы задач для развития конструктивной деятельности учащихся X — XI классов при обучении геометрии» — № 1, 2013.
- Тухолко, Л. Л., Шлыков, В. В. «Содержание конструктивной геометрической деятельности учащихся в курсе стреометрии» — № 1, 2011.
- Тюко, В. В. «Формирование общеучебных интеллектуальных умений школьников на уроках математики» — № 3, 2011.
- Цесарев, А. Г. «Компьютер на уроках геометрии» — № 1, 2011.
- Цымбаревич, И. В. «О внедрении приёмов деятельности интеллектуального клуба в учебные занятия по математике» — № 4, 2011.
- Чернявская, С. В., Холтобина, Н. И. «Геометрический подход
в решении нестандартных задач по алгебре» — № 4, 2012. - Шилинец, В. А. «Дополнительные построения при решении планиметрических задач» — № 1, 2014.
- Шилинец, В. А. «Использование графического метода при решении уравнений и неравенств» — № 2, 2012.
- Шилинец, В. А. «Использование понятия области значений функции при решении уравнений» — № 1, 2011.
- Шилинец, В. А. «Уравнения и неравенства с аркфункциями» — № 3, 2011.
- Якименко, И. В. «Роль практико-ориентированных задач в развитии личности школьника» — № 6, 2011.
- Янушевская, Ф. Г. «Дидактический сценарий урока математики
в XI классе. Сфера и шар. Цилиндр» — № 2, 2013.
-
Русский язык
- Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку /
А. Т. Арсирий. — М., 1995. - Будагов, Р. А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений / Р. А. Будагов. — М. : Наука, 1988.
- Вопросы и задания I Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку // Русский язык в школе. — 1997. — № 4. — С. 46. - Воронина, Н. В., Егорова, Т. В. Олимпиады по русскому языку.
9-11 классы. — 3-е изд., испр. — М. : ООО «ТИД „Русское слово — РС“», 2010. - Долбик, Е. Е. Олимпиады по русскому языку и литературе /
Е. Е. Долбик [и др.]. — Минск, 2007. - Долбик, Е. Е. Олимпиады по русскому языку и литературе : 11 класс / Е. Е. Долбик [и др.]. — Минск : Нар. Асвета, 2011.
- Леонович, В. Л. Олимпиады по русскому языку и литературе :
10 класс / В. Л. Леонович [и др.]. — Минск : Нар. Асвета, 2011. - Нефагина, Г. Л. Крылатые слова из произведений русской литературы : справочник / Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. — Минск : ТетраСистемс, 2006.
- Норман, Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б. Ю. Норман. — Минск, 2009.
- Облова, О. А. Олимпиады по русскому языку и литературе : 9 класс / О. А. Облова [и др.]. — Минск : Нар. Асвета, 2011.
- Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов /
Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — М., 1976. - Русецкий, В. Ф. Риторика на республиканских и международных олимпиадах школьников / В. Ф. Русецкий // Русский язык и литература. — 2008. — № 5. — С. 45–50.
- Саникович, И. М. Олимпиада по русскому языку и литературе: устное высказывание школьников / И. М. Саникович // Русский язык и литература. — 2009. — № 5. — С. 27–30.
- Царева, О. И. Расчет и вдохновение (учимся писать отзыв
о литературном произведении) / О. И. Царева // Русский язык и литература. — 2008. — № 9. — С. 3–16. - Царева, О. И. Учимся писать отзыв о литературном произведении / сост. О. И. Царёва [и др.]. — Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2008.
- Черепанова, Л. В. Олимпиадные задания по русскому языку.
9-11 классы / Л. В. Черепанова, Н. Я. Нелюбова. — Волгоград : Учитель, 2011. - Энциклопедический словарь юного лингвиста : Языкознание. — М., 2006.
- Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку /
-
Химия
- 43-я Международная химическая олимпиада школьников по химии. Теоретический и экспериментальный тур. Задания и решения, 9–18 июля
2011 г., г. Анкара, Турция : учебно-методические материалы для подготовки школьников к олимпиадам по химии : [перевод на русский язык] / Белорусский государственный университет, Кафедра ЮНЕСКО по естественнонаучному образованию ; [составитель В. Н. Хвалюк]. — Минск : Право и экономика, 2011. — 145 с. - Артемов, А. В. Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы / А. В. Артемов, С. С. Дерябина. — М. : Айрис-пресс, 2007. — 240 с.
- Власовец, Е. Н. Анализ результатов III этапа 46-й Республиканской предметной олимпиады по химии среди учащихся минской области. 2011/12 учебный год / Е. Н. Власовец, Д. С. Фираго, Д. И. Мычко // Хімія : праблемы выкладання. — 2012. — № 2. — С. 57–64.
- Врублевский, А. И. Тренажер по химии / А. И. Врублевский. —
5-е изд., перераб. и доп. — Минск : Красико-принт, 2010. — 656 с. - Головко, Ю. С. Крепкий орешек : химия для всех : учебно-методическое пособие / Ю. С. Головко [и др.]. — Минск : Белорус. ассоц. «Конкурс», 2013. — 80 с. : ил.
- Головко, Ю. С. Экспериментируем : курс юного химика : учебно-методическое пособие / Ю. С. Головко, А. Р. Набиуллин, В. Н. Хвалюк. — Минск : Белорус. ассоц. «Конкурс», 2014. — 64 с.
- Еремин, Е. А. Сборник конкурсных задач по химии / Е. А. Еремин, Н. Е. Кузьменко : под ред. Н. Е. Кузьменко. — М. : ООО «Издательский дом «Оникс 21 век» : ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. — 624 с.
- Задания и решения республиканской олимпиады школьников
по химии, 2010–2011 : учебно-методические материалы для организации подготовки школьников к олимпиадам по химии / Белорусский государственный университет ; [редколлегия: В. Н. Хвалюк и др.]. — Минск : Право и экономика, 2011. — 149 с. - Зубович, Е. Н. Химия. Решение задач повышенной сложности : справочное пособие / Е. Н. Зубович, В. Н. Асадник. — Минск : Книжный дом, 2004. — 224 с.
- Каверина, А. А. Химия. Решение заданий повышенного и высокого уровней сложности. / А. А. Каверина, А. С. Корощенко, Д. Ю. Дроботкин,
Ю. Н. Медведев, М. Г. Снастина; под ред. А. А. Кавериной. — М. : «Интеллект-центр», 2006. — 152 с. - Канаш, В. А. Занимательные и познавательные задачи по химии /
В. А. Канаш. — Минск : УниверсалПресс, 2005. — 96 с. - Канаш, В. А. Решение расчетных задач по химии. 8-11 класс : пособие для учащихся общеобразоват. шк. / В. А. Канаш. — Минск : ТетраСистемс, 2001. — 336 с.
- Кондрев, В. С. Качественный анализ неизвестных растворов
и определение концентрации аммиака в водном растворе методом кислотно-основного титрования / В. С. Кондрев, А. П. Подтероб // Біялогія і хімія. — 2013. — № 2. - Кулемин, Д. А. Тематическая классификация олимпиадных задач по химии / Д. А. Кулемин, М. А. Фомич // Біялогія і хімія. — 2014. — № 9.
- Лунин, В. В. Химия XXI века в задачах Международных Менделеевских олимпиад / В. В.Лунин, В. Г. Ненайденко, О. Н. Рыжова, Н. Е. Кузьменко. — М. : МГУ, 2006. — 384 с.
- Мычко, Д. И. Как определить мольные доли нуклидов в образуемых ими молекул в их природной смеси / Д. И. Мычко // Бiялогiя i хiмiя. — 2014. — № 2. — С. 43–45.
- Мычко, Д. И. Как вычислить постоянную Авогадро / Д. И. Мычко // Бiялогiя i хiмiя. — 2014. — № 12.
- Мычко, Д. И. Организационно-методические особенности реализации вариативного компонента в школьном курсе химии / Д. И. Мычко, Г. С. Романовец // Хімія: прабл. выкладання. — 2007. — № 12. — С. 3–13.
- Мычко, Д. И. Трудная задача / Д. И. Мычко // Хімія: праблемы выкладання. — 2011. — № 1. — C.47—48.
- Подготовка к интеллектуальным конкурсам по химии : в 4 ч. / сост. Е. Н. Власовец ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». — Минск : Мин. обл. ИРО, 2014. — Ч. 1 : Интернет-олимпиады. Тестовые задания. — 100 с.
- Подтероб, А. П. Определение константы диссоциации и формулы карбоновой кислоты с учётом рН её раствора / А. П. Подтероб // Бiялогiя i хiмiя. — 2014. — № 2. — С. 46–47.
- Подтероб, А. П. Определение массы глюкозы в растворе / А. П. Подтероб // Бiялогiя i хiмiя. — 2014. — № 2. — С. 48.
- Подтероб, А. П. Качественный анализ смеси анионов / А. П. Подтероб, В. С. Кондрев // Біялогія і хімія. — 2013. — № 2.
- Рабчинский, С. М. Интернет-олимпиада по химии учащихся Минской области, 2009 г. / С. М. Рабчинский, Е. Б. Окаев, А. Р. Набиуллин // Хімія: праблемы выкладання. — 2011. — № 1. — C. 34–46.
- Рабчинский, С. М. Интернет-олимпиада по химии учащихся Минской области, 2009 г. / С. М. Рабчинский, Е. Б. Окаев, А. Р. Набиуллин // Хімія: праблемы выкладання. — 2010. — № 12. — C. 38–52.
- Рабчинский, С. М. Решаем задачи III этапа Республиканской олимпиады по химии / С. М. Рабчинский // Біялогія і хімія. — 2013. — № 4.
- Сборник олимпиадных задач по химии : кн. для учителя / Т. П. Адамович, Г. И. Васильева, С. А. Мечковский, В. И. Тыворский. — Минск : Нар. асвета, 1988. — 80 с.
- Тяглова, Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии / Е. В. Тяглова. — М.: Глобус, 2007. — 224с.
- Хвалюк, В. Н. Олимпиады школьников по химии : теорет. задания
с решениями. В 3 ч., Ч. 3, кн. 1 / В. Н. Хвалюк, Ю. С. Головко, Д. Г. Кананович ; под. ред. В. Н. Хвалюка. — Минск : Нар. асвета, 2010. — 264 с. - Хвалюк, В. Н. Олимпиады школьников по химии : теорет. задания
с решениями. В 3 ч., Ч. 3, кн. 2 / В. Н. Хвалюк, Ю. С. Головко, Д. Г. Кананович ; под. ред. В. Н. Хвалюка. — Минск : Нар. асвета, 2011. — 224 с. - Хвалюк, В. Н. Олимпиады школьников по химии : теорет. задания
с решениями. В 3 ч., Ч. 2. / В. Н. Хвалюк, Ю. С. Головко, Д. Г. Кананович ;
под. ред. В. Н. Хвалюка. — Минск : Нар. асвета, 2008. — 430 с. - Хвалюк, В. Н. Олимпиады школьников по химии : теорет. задания
с решениями. В 3 ч., Ч. 1 / В. Н. Хвалюк, Ю. С. Головко, Д. Г. Кананович ;
под. ред. В. Н. Хвалюка. — Минск : Нар. асвета, 2007. — 376 с. - Хвалюк, В. Н. Олимпиады школьников по химии : тестовые задания с ответами / В. Н. Хвалюк. — Минск : Нар. асвета, 2006. — 238 с.
- Хвалюк, В. Н., Чулкин, П.В., Фираго, Д.С. Экспериментальный тур III этапа республиканской олимпиады по химии в 2011/2012 учебном году /
В. Н. Хвалюк, П. В. Чулкин, Д. С. Фираго // Хімія: праблемы выкладання. — 2011. — № 8. - Хвалюк, В. Н. Белорусские химические олимпиады школьников : 2004-2007 гг. / В. Н. Хвалюк, Ю. С. Головко, Д. Г. Шклярук. — Минск : Белорус. Ассоц. "Конкурс, 2013. — 240 с.
- Хвалюк, В. Н. Белорусские химические олимпиады школьников : 2007-2010 гг. / В. Н. Хвалюк, Ю. С. Головко, Д. Г. Шклярук. — Минск : Белорус. Ассоц. "Конкурс, 2014. — 256 с.
- Чуранов, С. С., Химические олимпиады в школе : пособие
для учителей. — М. : Просвещение, 1982. — 191 с. - Шахно, О. Учимся решать олимпиадные задачи / О. Шахно // Хімія: праблемы выкладання. — 2010. — № 2.
- Шахно, Д. В. Учимся решать олимпиадные задачи / Д. В. Шахно,
О. В. Шахно, Е. А. Шахно // Біялогія і хімія. — 2013. — № 6, 9, 12. - Шахно, Д. В. Учимся решать олимпиадные задачи / Д. В. Шахно,
О. В. Шахно, Е. А. Шахно // Біялогія і хімія. — 2014. — № 12. - Шклярук, Д. Г. Экспериментальный тур III этапа Республиканской олимпиады по химии в 2011/12 учебном году: решение и анализ. 11 класс /
Д. Г. Шклярук, В. Н. Хвалюк // Хімія: праблемы выкладання. — 2012. — № 3. — С. 54–58. - Шклярук, Д. Г. Качественный анализ органических соединений / Д. Г. Шклярук, Н. А. Ильина // Біялогія і хімія. — 2013. — № 2.
- 43-я Международная химическая олимпиада школьников по химии. Теоретический и экспериментальный тур. Задания и решения, 9–18 июля