1. Информационный блок
1.1 Название темы опыта
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной практике.
1.2 Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
1.3 Цели опыта
Развитие способностей, качеств, знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.
1.4 Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5 Длительность работы над опытом
1.6 Продолжительность работы, этапы.
2. Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2 Описание сути опыта
2.2.1 отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта — что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те поло-жения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.2.2 к какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффек-тивных методов обучения и воспитания, поиск средств ’обучения и воспитания, коррекционной работы, контроля и др.).
2.2.3 отражение педагогического опыта в системе: какие ком-поненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существу¬ют.
2.2.4 отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя.
2.2.5 конкретизация материала через примеры каждого компо-нента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.
2.2.6 основные этапы формирования данного опыта, их преем-ственность.
2.3 Результативность и эффективность опыта
2.3.1 определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
2.3.2 достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта.
2.3.3 доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.4. определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
2.3.4. определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
3.1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2. Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
3.3. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Приложения
- Технологические карты, планы-конспекты уроков, занятий, мероприятий.
- Список публикаций автора по теме опыта.
- Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.
Список литературы
- Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод, рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». -Минск: АПО, 2012.-98 с.
- Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности : метод, рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2012.-92 с.
- Валеев, Г. X. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. X. Валеев // Педагогика.-2005. — № 5.
- Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении : пособие для руководящих работников и специалистов учреждений общ. сред, образования и системы повышения квалификации / А. А. Глинский. — Минск : Зорны верасень, 2008. — 252 с.
- Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. −2003.-№ 4. — С. 21-26.
- Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. — Минск, 2008. — 336 с. — (Мастерская учителя).
- Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. — 2002. — № 5.
- Левитес, Д. Г. Автодидактика : теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 320 с.
- Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. — 2005. — № 2.
- Праздникова, Г. 3. Готовимся к аттестации: технологии обобщения и описания педагогического опыта : практ. пособие / Г. 3. Праздникова. — М. : АРКТИ, 2007.
- Проблемы профессиональной компетентности: содержание и технологии аттестации педагогических кадров / М-во образования и науки Респ. Беларусь; ин-т повышения квалификации и перепод-гот. руководящих работников и специлистов образования; А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк ; под ред. А.И.Жука — Минск, 1996.
- Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.