В основном проблема компьютерной зависимости или чрезмерного использования компьютера и компьютерных игр — это проблема подросткового возраста (12-14 лет и далее). Чаще всего — это мальчики. Родители начинают обращать внимание на неуспеваемость ребёнка, на его поведение, неадекватные реакции, агрессию. Такие дети начинают прогуливать школу, снижается аппетит, сон. Зачастую родители приходят с другими сложностями, и только в ходе беседы выясняется, что есть проблема с увлечённостью играми или чрезмерным общением в социальных сетях. Например, одна мама обратилась на консультацию с такой темой — подросток 14 лет стал выпивать и прогуливать уроки. Когда мы с ним делали тесты — все пояснения, выражения действий и эмоций звучали в категориях компьютерных игр или интернет-сленга. Приходится самими быть подкованными и уметь найти общий язык с такими ребятами — понять их и помочь им осознать проблему и начать что-то делать. Мама даже не догадывалась о том, насколько серьёзна увлечённость её сына.
Родителям важно понять, что ребёнка привлекает в компьютере? Почему он «зависает» в виртуальном мире? Какие именно игры его привлекают?
Психологи Нина и Заряна Некрасовы в своей книге «Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать» объясняют очень просто и доступно причины интереса к виртуальному миру. Ведь это мир вымысла и фантазий, где ты — хозяин и властелин, ты — кто угодно и делать можешь что угодно.
В виртуальном мире можно забыть о диктате взрослых, можно не сдерживаться и не контролировать себя, можно выпустить наружу все свои «я», можно тако-о-ое найти! и приобщиться к взрослому миру. В конечном результате многим подросткам, просто необходимо «разрядиться, разгрузиться и „отупеть“», часами играя в «стрелялки». Задача родителей — помогать им искать другие способы разрядки, играть в живые, реальные игры вместе с детьми, находить общий досуг, просто быть с детьми! Ни один компьютер или игра не заменит ребёнку живого, понимающего, любящего родителя!
Ведь дети часто восполняют недостаток общения, неудовлетворённые потребности именно в виртуальном мире. Задача родителей — предотвратить, помогая ему преодолевать трудности, учить ребёнка общаться и дружить, удовлетворять его основные потребности — в безопасности, в социальных связях, общении, привязанности, в заботе о другом и внимании к себе, совместной деятельности, самоуважении, уважении и признании со стороны других —особенно со стороны значимых взрослых в более детском со стороны сверстников — в подростковом, потребность в признании, достижении успеха и высокой оценки, такие духовные потребности как познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
С чего начинается зависимость?
Начиная приобщаться к виртуальным играм и виртуальному общению, ребёнок становится «своим среди своих». Ведь сегодня все или большинство детей в Эстонии (развитая ИТ-страна) имеют умные телефоны, планшеты или доступ к компьютеру родителей или старших детей. А вот когда важные для его возраста задачи и цели не реализуются, а в компьютерном мире это возможно, это становится сначала интересом, а затем и потребностью, необходимостью. Многие дети в интернете восполняют недостаток общения, компенсируют неудовлетворённость собой, компьютерные игры заменяют отсутствие эмоций — если в семье не принято открыто говорить о своих чувствах, подавлять их, прятать. В интернете одинокий ребёнок получает иллюзию неодиночества!
Часто в результате таких чрезмерных увлечений растёт неудовольствие собой, неудовлетворение окружающим миром. Есть дети, у которых наблюдаются явные признаки депрессии — «Ничего не хочу. Всё скучно».
При сравнении интернет-зависимости с другими зависимостями прослеживается много общего. Клиенты СРЦ Loksa в период реабилитации и ремиссии, наряду с последствиями зависимости ( например, материальными — долгами, физическими — серьёзные проблемы со здоровьем, или духовными — чувство вины), сталкиваются с такими проблемами как:
— Недостаток личностных связей;
— Недостаток взаимопонимания с семьёй, родственниками, значимым окружением;
— Заниженная самооценка;
— Отсутствие нормального жизненного (социального) опыта;
— Трудности с адаптацией.
Зависимые, которые прекращают употреблять алкоголь или наркотики, попадая в интернет, часто становятся зависимыми от него. Виртуальный мир заменяет им реальную жизнь со всеми проблемами, грузом вины, необходимостью нести ответственность за поступки, налаживать отношения и т.д.. В виртуальном пространстве зависимый человек компенсирует все свои комплексы, уходит от реальных проблем. Появляется новый виртуальный персонаж. У него нет проблем с адаптацией, он сильный, здоровый, ему доступны материальные блага, на которые в виртуальном мире он может купить всё, что пожелает. Выход в реальный мир (социальная реабилитация), осложняется вдвое. Сравнение себя в реальном мире с виртуальным персонажем (описанным выше), усиливает проблему адаптации, повышает тревожность, нередко вызывает депрессию, способствует срывам (рецидив). Чаще всего формируется уже так называемая мультизависимость (полизависимость) от наркотиков, алкоголя и компьютера.
Здоровье: Влияние компьютера оказывает дополнительное негативное воздействие на организм — физическое и психическое здоровье зависимого человека. Ухудшается зрение, нарушается осанка, могут возникнуть заболевания позвоночника, могут возникнуть нарушения режима сна и питания, головные боли и т.д..
Признаки компьютерной зависимости:
— Не желание отвлечься от игры;
— Раздражение при вынужденном отвлечении;
— Неспособность спланировать окончание;
— Забывание о домашних делах, себе...
— Пренебрежение здоровьем;
— Ощущение эмоционального подъёма во время игры/общения;
— Обсуждение со всеми игр
При выходе из зависимости необходим переход от подмены (наркотиками, алкоголем, виртуальным пространством киберпространством) к замене (сначала на другие удовольствия, затем — мотивы, установки, желания, цели, образ жизни и т.д.). В подходе замены главное — замена трех компонентов — психического, физического, моторного. Одним из наиболее удачных вариантов замены являются коллективные спортивные и народные игры. Такой подход наиболее эффективен, поскольку клиенты имеют возможность ощутить, насколько большее удовольствие доставляет быть частью реальной команды, нежели сетевой. Спортивные и народные игры зрелищны, эмоциональны, способствуют возникновению здорового азарта. Поэтому одно из направлений нашей профилактической работы — это популяризация игры спортивный пейнтбол —как способа профилактики и коррекции компьютерной зависимости.
Спортивный пейнтбол отличается от клубного и лесного тем, что максимально приближен к строгим спортивным дисциплинам: равные команды, строгое судейство, жесткий временной регламент, надувные укрытия, крайне интенсивная игра. Организованные опытными тренерами подростки сражаются в увлекательную игру, получая при этом навыки командного взаимодействия, личной ответственности за результат, знакомятся с дисциплиной и необходимостью неукоснительного соблюдения правил, нормами этического и спортивного поведения, понятиям об ориентировании и правилам собственной защиты, основам выживания и питания, знакомству с особенностями жизни в полевых условиях.
Многие подростки, будучи замкнутыми или эгоистичными, совсем по-другому раскрываются в пейнтбольных баталиях. Психологи считают, что пейнтбол помогает выплеснуть лишнюю агрессию. Эта игра не воинственна. Азарт, возможность раскрыть свои лучшие стороны, избавление, от свойственного современным подросткам, безразличия, спасение от компьютерной и прочих зависимостей — вот что такое детский пейнтбол.
Причем, здесь не побеждает сильнейший. Спортивную сноровку, конечно, никто не отменял, но в этой игре важнее тактика и стратегия, а значит развитый интеллект и пространственное мышление. Часто в процессе боя важны и такие общечеловеческие понятия и принципы как: чувство товарищества, смелость, настойчивость, самопожертвование, сочувствие, уважение и многое другое. То есть, именно те качества, которые так хочется воспитать в своем ребенке, чтобы в будущем он стал настоящим человеком. Популяризация такого вида спорта, как пейнтбол среди молодёжи, поможет подросткам в увлекательной игровой форме попробовать себя и воспитать в себе мужество и стойкость, готовность к выполнению поставленной задачи.
Основные правила поведения в сети, которым должны родители научить своих детей
1. В Интернете и в реальной жизни действуют одни и те же законы
2. Достойно нужно вести себя везде и всегда
3. Никогда и никого нельзя оскорблять
4. Из Интернета нельзя скачивать нелегальное программное обеспечение, музыку, видео и т. д.
5. Подумай перед отправлением чего-либо (личные данные)
6. Всегда спрашивай о разрешении на публикацию фотографий
7. Подумай о том, с кем ты общаешься в Интернете
8. Не всё, размещенное в Интернете, является приятным и соответствующим истине
9. Защити свой компьютер — Регулярно обновляй свою компьютерную систему, браузер и программы
10. Пользуйся обновленным брандмауэром (firewall) и антивирусной защитой
11. Всегда делай копии нужных файлов
12. Не забывай, что и мобильный телефон может представлять собой риск для безопасности
13. Будь осторожен при скачивании материалов из Интернета и при открывании ссылок
14. В веб-среде действуют мошенники, которые могут быть опасными
Что родители ещё могут сделать для того, чтобы защитить своего ребенка от опасностей Интернета: научитесь пользоваться теми же инструментами Интернета, которыми пользуется ваш ребенок (чаты, msn);
- узнайте привычки поведения вашего ребенка и его друзей в Интернете (проверьте по истории льзования Интернетом, на каких страницах ваш ребенок побывал);
- Поговорите со своим ребенком! Объясните ему как возможности Интернета, так и подстерегающие там опасности. Посетите вместе с ним интересующие его страницы. Интересуйтесь активно тем, чем ваш ребенок занимается в Интернете.
- Установите компьютер в комнате общего пользования (например, в гостиной). Так вам легче будет проверять, сколько времени ребенок проводит за компьютером.
- Согласуйте правила с ребенком и следите, чтобы обе стороны их соблюдали.
- Ободряйте ребенка всегда обратиться к вам, если что-то случится с компьютером или в Интернете.
- Всегда помните, что компьютер НЕ ЗАМЕНИТ родителя!
Мы советуем родителям учить детей общаться с окружающими, помогать им в этом, приглашать детей домой, привлекать чем-то интересным, игрой, занятием, хорошим фильмом и т.д. Почаще проводить время вместе (походы, общее дело, путешествия — особенно актуально для мальчиков и пап —совместные мужские занятия, дела, помощь по дому), не замещайте живое общение телевизором или компьютером. Ребёнка надо учить дружить, налаживать отношения.
И напоследок, короткие советы родителям —как не допустить беды —
— Удовлетворяйте потребности ребёнка.
— Развивайте в ребёнке уверенность в себе.
— Научитате ребёнка терпению, саморегуляции.
— Обнимайте своего ребёнка почаще.
— Находите совместные занятия, ритуалы.
— Будьте искренни, говорите о своих чувствах.
— Научите ребёнка быть ответственным (не делайте за него), научите ребёнка говорить «нет»!
— Делайте сами то, что требуете от ребёнка.
— Принимайте ребёнка таким, какой он есть!
А если проблемы уже есть, то мы советуем
— Попытаться показать проблему ему, чтобы он осознал и задумался.
— Полностью лишить компьютера, если есть серьёзная проблема, а воли отказаться нет. (например, в случае серьёзных поведенческих нарушений, психоза и т.д.)
— Дать альтернативу — спорт, занятия, хобби — лучше вместе!
— Налаживать отношения (потому что очень часто это внутрисемейная проблема, проблема отношений с родителями или сверстниками)
— Любить и принимать ребёнка таким, какой он есть
— Семейная терапия (если основная проблема в отношениях или другие семейные сложности — развод, ссоры, смешение ролей и т.д.)
— Программы коррекции (например, тренинги Биологической Обратной Связи — т.н. БОС-терапия, арт-терапия, психотерапия)