Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают — поле сотрудничества с людьми.
Соловейчик С.
Главным институтом воспитания во все времена являлась семья. Мы знаем, что именно в семье ребенок приобретает первые знания, формирует необходимый социальный опыт, который затем пополняется и расширяется в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности, формируются важнейшие человеческие качества. Очень важно, чтобы каждая семья обладала необходимым духовным, нравственным и интеллектуальным потенциалом.
В работе средней школы № 12 г. Могилева долгие годы основной акцент в работе с семьей делался на выявление семейного неблагополучия, коррекцию детско-родительских отношений в неблагополучных семьях, что не всегда позволяло охватить в полной мере остальные семьи. Ведь даже в самой внешне благополучной семье можно встретить педагогическую безграмотность. Это объяснимо, не может каждый человек, если он не профессионал в области педагогических знаний, обладать всей глубиной таких простых и в тоже время сложных наук как педагогика и психология.
Вот почему проблема семьи, как положительного ориентира для формирующейся личности ребенка, в нашем учреждении стала первостепенной. Научить родителей быть дружной семьей, любить своего ребенка, понимать его, заботиться не только о его материальном благополучии, но и о психическом здоровье, полноценном интеллектуальном и нравственном развитии...
Чтобы эффективно решать эти и другие важные задачи семейного воспитания, с 2010 года было организовано сотрудничество учреждения образования с ЧСПУО «SOS- Детская Деревня Могилев», которое направлено на укрепление взаимодействия с семьей.
На протяжении всего периода сотрудничества реализованы совместные проекты: «Комната психологической разгрузки», «Организация работы центра „Семья“ как условие эффективного взаимодействия семьи и учреждения образования», «В поисках неизведанных маршрутов» и др.
Сегодня организация центра «Семья» стала приоритетной формой работы с родителями. Такую форму мы выбрали не случайно, так как опыт работы с семьей накапливали годами. Вначале это был консультационный пункт и лекторий «О Вас, и для Вас, родители», затем «Родительский клуб». Хотелось объединить все направления, включить как можно больше разнообразных форм работы с родителями, привлечь разнообразных специалистов. Помог совместный образовательный проект с SOS — Детская деревня Могилев Организация работы центра «Семья» позволила объединить все эффективные формы работы и успешно решать, поставленную задачу по повышению педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания.
Практикуется проведение совместных с детьми праздников и досугов: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья» и др.
Работа центра способствует повышению педагогической грамотности родителей, их активности, ответственности за организацию психологического микроклимата в семье, за сохранение психического здоровья детей; позволяет преодолеть пассивность родителей в поиске эффективных способов взаимодействия с детьми в различных жизненных ситуациях.
Родители имеют возможность представить собственный опыт семейного воспитания, обсудить его с другими семьями. Приобретают умения осуществлять анализ поступков детей и своих действий, учатся определять причины того или иного явления в семейном межличностном взаимодействии.
Разнообразие используемых форм работы и системный подход в их проведении позволяют родителям приобрести теоретические знания в области психологии и педагогики семейного воспитания, а также вооружить родителей практическими методами в построении детско-родительских отношений, приобрести навыки конструктивного общения и умения найти конструктивный выход из конфликтных ситуаций.
Работа центра «Семья» способствовала повышению готовности родителей к взаимодействию с психологом. Родители стали более открыты к диалогу и общению со специалистами и педагогами. Вопросы, которые накапливаются в каждой семье можно обсудить своевременно, что позволяет предупредить трудности воспитания, межличностного общения, своевременно снять эмоциональное напряжение. Такое взаимодействие с родителями является важным профилактическим мероприятием семейного неблагополучия, предупреждением личностных деформаций ребенка, а также способствует установлению прочной обратной связи с семьей.
Павловская О.С., педагог-психолог
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 12 г.Могилева»